Воскресенье, 28.04.2024, 22:47
Приветствую Вас Любознательный | RSS

Сайт студентов ИАТЭ специальности ИС

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум ИС ИАТЭ » Лайф из лайф » Авто » Назначение пятой передачи
Назначение пятой передачи
bestelmДата: Четверг, 17.12.2009, 19:59 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





Для многих водителей легковых автомобилей самая загадочная из всех ступеней коробки передач – пятая. Часто ее вообще не включают: "машина не едет"! Зачем же сделана "лишняя скорость"?

Общие сведения

Трансмиссия (от лат. transmissio — передача) — совокупность агрегатов автомобиля, передающих мощность (вращение) от двигателя к колесам.

Коробка передач (КП) — агрегат трансмиссии, не только передающий вращение, но и согласующий допустимые режимы работы мотора с реальными условиями движения1. Для этого в КП делают несколько ступеней переднего хода (чаще — пять) и одну — заднего:


  • передаточное число ступени показывает, во сколько раз она увеличивает передаваемый крутящий момент, соответственно уменьшая скорость вращения. Ступень считают понижающей, когда ее передаточное число больше единицы (например — 2,56), или повышающей — если меньше (0,93);

  • прямая передача — та, передаточное число которой равно единице. Величины крутящего момента и скорость вращения она не изменяет;
  • скоростная передача — ступень, на которой машина достигает максимальной скорости.


Причины появления пятой передачи
До середины 70-х годов скоростной была высшая, четвертая (как правило, прямая) ступень. Чтобы снизить расход топлива, автозаводы начали оснащать машины коробками с дополнительной повышающей пятой передачей, предназначенной для спокойного движения (без интенсивных ускорений) по ровному шоссе. Такие КП назвали “4+Е” — четырехступенчатые с “экономичной” передачей. При ее включении динамические характеристики автомобиля ухудшаются, но при необходимости (на обгоне, крутом или затяжном подъеме) можно перейти на скоростную четвертую ступень. Количество переключений значительно увеличивается, поэтому водитель решает сам — все время ехать на четвертой передаче, сжигая больше топлива, или экономить, но чаще работать рычагом управления КП.
Со временем двигатели стали экономичнее, а автомобили — совершеннее. Улучшились их аэродинамика и шины, снизив сопротивление движению. Поэтому теперь чаще применяют коробки со скоростной пятой передачей. Она, по сути, заняла место прямой четвертой. Поскольку ступеней стало больше, водителю проще выбрать оптимальный режим работы двигателя в конкретных условиях движения и реже надо переключать передачи. При этом средний расход топлива увеличился незначительно.

Определение типа коробки передач

Если водителю кажется, что его машина на пятой передаче недостаточно динамична, возможно, это признак не дефекта, а того, что автомобиль укомплектован коробкой “4+Е”.
Когда в руководстве по эксплуатации машины такой информации нет, можно самостоятельно определить тип КП. Для этого достаточно замерить по тахометру число оборотов двигателя при движении на четвертой и пятой передачах со скоростью, равной половине максимальной, заявленной автозаводом. Затем — полученные значения умножить на два. “Скоростной” будет ступень, на которой результат окажется ближе к оборотам максимальной мощности мотора2. С соблюдением мер безопасности проверить коробку можно на месте, вывесив ведущие колеса и сопоставив показания спидометра и тахометра.

Иногда на автомобилях одной модели с одинаковыми трансмиссиями, но с двигателями, отличающимися мощностью и крутящим моментом, при таком расчете получаются КП разных типов. Это нормально — у машины с более мощным мотором при движении на тех же передачах динамика выше.
Например, у автомобиля с двигателем мощностью 76 л.с. (при 5600 об/мин) в технической характеристике указана максимальная скорость 170 км/ч. Движению со скоростью 85 км/ч реально соответствуют обороты мотора: на четвертой передаче — около 2900, на пятой — 2400 об/мин. Умножив их на два, получим 5800 и 4800 об/мин. Очевидно, на пятой передаче двигателю не хватит мощности для достижения максимальной скорости, ее надо развивать на четвертой. То есть тип коробки — “4+Е”.

Когда на том же автомобиле, с той же трансмиссией стоит двигатель мощностью 94 л.с. (при 5600 об/мин), максимальная паспортная скорость возрастает до 185 км/ч. При 92 км/ч на четвертой передаче мотор работает приблизительно на 3200 об/мин, на пятой — 2650 об/мин. Значит, при “максималке” будет соответственно 6400 и 5300 об/мин. Столь большая перекрутка мотора (более 800 об/мин) на четвертой передаче недопустима. Кроме того, мощность на таких оборотах существенно падает, поэтому вряд ли удастся развить максимальную скорость. На пятой же ступени двигатель лишь на 300 об/мин “не дошел” до полной мощности. Следовательно, эта передача стала “скоростной”.




 1 Бензиновый двигатель внутреннего сгорания, напрямую соединенный с колесами машины, обеспечит ее движение лишь с практически постоянной скоростью. Но автомобиль должен уверенно трогаться, разгоняться и ехать в различных условиях — в гору и по равнине, по песку и по асфальту, затрачивая минимальное количество топлива.
 2 Обороты, на которых двигатель развивает полную мощность, как правило, указаны в технической характеристике машины.

"Полезные страницы", 2003, выпуск 12, стр. 237


http://www.polstr.ru
 
Форум ИС ИАТЭ » Лайф из лайф » Авто » Назначение пятой передачи
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


ИАТЭ НИЯУ МИФИ ИС © 2024
Используются технологии uCoz