Как называется кузов вашего автомобиля? Не торопитесь отвечать, даже если на сто процентов уверены в ответе. Точное определение кроется в его форме и содержании. Вопрос совсем не так прост, как кажется. Только в России существуют минимум три разные классификации автомобильных кузовов. А ведь есть еще французская, английская, немецкая...
ЧТО ТАКОЕ КУЗОВ
"Металлическая, пластиковая или деревянная коробка для перевозки пассажиров и грузов",- скажут транспортники. "Несущий элемент конструкции", - добавят инженеры."Самая дорогая и тяжелая часть легковой машины", - уточнят эксплуатационники."Произведение искусства", - будут утверждать дизайнеры. И все будут
правы.
"Ни в каком другом промышленном изделии, - писал в своей книге"Автомобильные кузова" польский исследователь Януш Павловский, - невыступают так тесно связанные и такие разные дисциплины, как технология
производства и перевозок, механика, эргономика, архитектура, психология,экономика, сбыт и т.д. С этой точки зрения правильнее определить кузовкак принятую форму для перемещения людей, грузов или средств обслуживания".
И далее продолжил: "Автомобильный кузов - это продукт существующегоуровня развития техники, организации и уровня жизни, а также взглядовна функции автомобиля".
РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ
Еще недавно на наших дорогах можно было встретить всего две разновидностиавтомобильных кузовов - седан (четырехдверная "Волга", "Москвич" или"Жигули") и его пятидверный вариант - универсал. Исключение - правительственныелимузины, парадные фаэтоны, иностранные купе, кабриолеты, родстеры,
спайдеры - были настолько редки, что воспринимались скорее как экзотика.
Лишь теперь можно по достоинству оценить великое множество форм автомобильных кузовов. Ведь ныне, в отличие, скажем, от 50-60 годов, любая крупная фирма выпускает практически каждую модель не с одним-двумя, как раньше, а с тремя, пятью, полудюжиной и больше различных кузовов. Голова кругом
идет - фастбеки, хэтчбеки, ночтбеки, одно-, двух- и трехобъемные, вагонные, среднекапотные, невиданные помеси универсалов и купе, пикапов и кабриолетов, фургонов и лимузинов. Встречаются и такие кузова, которые и не определишь с ходу.
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
Попробуйте дать определение кузову "ушастого" "Запорожца" ЗАЗ-968 или его предшественнику, "горбатому" ЗАЗ-966. Да что далеко ходить, - а как вам "Нива"? По форме это настоящий универсал, но вот по содержанию...
С точки зрения функциональной
принадлежности универсал - это грузопассажирский кузов с 3 или 5 дверями и, как правило, вагонной компоновкой задней части. А много ли в "Ниву" войдет груза? Поэтому всем известный вазовский вездеход можно определить скорее как купе. То есть кузов с одним основным рядом сидений или одним
основным и одним дополнительным и двумя или тремя дверями. А как же вагонная задняя часть машины? Для нее в 70-е годы придумали название - хэтчбек - то есть с дверцей в задней стенке.
В России принято называть хетчбеком пятидверную легковую машину с покатой задней стенкой. Но с функциональной точки зрения такой кузов называется седаном - конструкция с двумя основными рядами сидений. Седан может быть двух-, трех-, четырех- и пятидверным, с выступающим сзади багажником (то есть трехобъемным) или покатой задней стенкой (двухобъемным), и даже вагонной компоновки!
В первом случае мы назовем его седан-нотчбек (notch - по-английски выемка, зарубка, вырез), во втором фастбек (2 или 4, как у "Победы", двери) или хэтчбек (3 или 5, как у "Иж-Комби").
Вот почему "ушастого" правильнее назвать седаном. Ведь покупали его для целой семьи, и, значит,
второй ряд сидений, несмотря на неудобный к нему доступ, был все-таки основным, а не дополнительным.
Впрочем, сколько людей - столько и мнений. Так что молодая супружеская пара, не обремененная
детьми, вполне может назвать свою "Таврию" трехдверным седаном-хэтчбек, купе, просто хэтчбеком или даже универсалом.
КУЗОВ ПО ОСТу
С 1 января 1985 года приказом по управлению конструкторских и экспериментальных работ Министерства автомобильной промышленности был введен отраслевой стандарт на основные термины и определения типов кузовов легковых автомобилей. Нельзя сказать, что он идеально сочетал в себе особенности классификаций
"по форме" и "по содержанию". Да и союзного министерства, диктовавшего всем заводам и потребителям свою волю, давно не существует. Тем не менее ознакомиться с трактовкой единственного в своем роде документа, думаем, будет не лишне. Мы также сопроводим официальную точку зрения собственным комментарием и сравним отраслевой стандарт с некоторыми зарубежными классификациями.
СЕДАН
Трехобъемный пассажирский кузов с двумя или четырьмя (шестью) боковыми дверями.
Седан-нотчбек c двумя основными рядами сидений стал классическим в конце 40-х годов.
USA-Sedan, GB-Saloon, F-Berline, D-Limousine, I-Berlina. (USA - Соединенные Штаты Америки,
GB - Великобритания, F - Франция, D - Германия, I - Италия.)
КУПЕ
Двухобъемный или трехобъемный пассажирский кузов с двумя боковыми дверями и со стесненными посадочными размерами задних сидений.
Несколько нечеткую формулировку относительно "стесненных размеров" гораздо проще и понятнее можно изложить так - "2-7-местный кузов с одним основным или одним основным и одним дополнительным рядами сидений".
(Coupe, Gran turismo)
ХАРДТОП-СЕДАН
Кузов седан (трехобъемный) без средней боковой стойки при опущенных боковых стеклах.
Моду на такие кузова ввели американцы в 50-е годы, но в настоящее время они встречаются достаточно редко - у такой конструкции сложно обеспечить прочность крыши при опрокидывании машины.
(Sedan-Hardtop, Sport-Sedan)
ХАРДТОП-КУПЕ
Кузов купе (двух-, трехобъемный) без средней боковой стойки при опущенных боковых стеклах.
ФАСТБЕК
Двухобъемный пассажирский кузов с двумя или четырьмя дверями и плавно спускающейся назад крышей.
Пологая задняя стенка седана получила распространение вместе с повальным увлечением аэродинамическими формами в 30-е годы. В настоящее время практически не используется.
(Fastback, D-Fliessheck)
ЛИМУЗИН
Пассажирский кузов, имеющий перегородку за первым рядом сидений, с открывающимся окном.
(D-Pullman)
ЛАНДО
Пассажирский кузов с открывающейся частью крыши над задними рядами сидений..
(Loundoulet)
КАБРИОЛЕТ
Пассажирский кузов с мягким складывающимся тентом и опускающимися боковыми окнами.
По общепринятой международной классификации этот кузов оснащается не опускающимися, а съемными боковыми окнами. Существуют также кабрио-лимузин с неубирающимися боковинами, торпедо - без крыши и боковых стекол и фо-кабриолет - с убирающейся стойкой между окнами боковой стены.
(Cabriolet)
ФАЭТОН
Пассажирский кузов с мягким складывающимся тентом и со съемными боковыми окнами.
В данном случае произошла некоторая путаница. Немцы называли фаэтоном 6-местную версию кабриолета - 4-6-местный кузов со складной крышей и съемными стойками боковых окон.
(Phaeton, Convertible)
ФАЭТОН-УНИВЕРСАЛ
Грузопассажирский кузов, предназначенный для перевозки пассажиров или грузов, с мягким складывающимся или съемным тентом и со съемными боковыми окнами (надставками дверей).
Яркими представителями этого типа кузова можно считать УАЗ-469 и ЛуАЗ-969. Подобную конструкцию обрекли на вымирание жесткие нормы на безопасность при опрокидывании. Зато сейчас все большей популярностью пользуются "пляжные" открытые джипы-пикапы и им подобные "помеси".
(Universal Mehrzwecк Fahrzeug)
БЕСКАПОТНЫЙ КУЗОВ
Однообъемный пассажирский кузов, центр рулевого колеса которого находится перед передней осью автомобиля.
Многочисленные дешевые японские и корейские "малыши" вагонной компоновки подходят под это определение.
ФУРГОН
Закрытый кузов с перегородкой, отделяющей помещение для водителя от помещения для перевозки грузов.
В 80-90-е годы фургоны с боковыми окнами, съемными сиденьями в грузовом отсеке, без перегородки получают все большее распространение.
(USA, GB-Van, D-Kastenwagen, F-Fourgonette)
КОМБИ
Двухобъемный кузов, имеющий заднюю дверь, предназначенный для перевозки пассажиров или грузов (при сложенных задних сиденьях).
Название, ясно указывающее на происхождение и назначение (комбинированный из седана и универсала, сочетающий их качества), у нас не привилось, даже несмотря на продолжавшийся много лет выпуск модели "Иж-Комби". Гораздо большее распространение получило иностранное слово "хэтчбек", дословно - "дверца сзади".
(Hatchback, D-Heckklappenlimousine)
УНИВЕРСАЛ
Двухобъемный кузов с задней дверью, имеющий постоянное грузовое помещение, не отделенное от пассажирского салона стационарной перегородкой (задний ряд (ряды) сидений складывающийся).
Жесткое определение "двухобъемный" представляется в данном случае лишним - что будет, когда передняя часть кузова станет такой же плавной линией, как задняя у фастбека? Пример - "Рено-Эспас" или "Мицубиси-Спейс Гир", самые настоящие однообъемные универсалы.
(USA-Station Wagon, GB-Estate car, F-Break, D-Kombi, I-Giardinera)
КАБРИОЛЕТ-ХАРДТОП
Пассажирский кузов со съемной жесткой крышей.
(Cabriolet)
РОДСТЕР
Пассажирский двухместный кузов cо складывающимся мягким тентом.
(Roadster, Spider)
БРОГАМ
Пассажирский кузов с открывающейся частью крыши над передним рядом сидений.
(Brougham, Coupe de Ville)
ТАРГА
Пассажирский кузов со съемной средней частью крыши.
(Targa)
ПИКАП
Грузопассажирский кузов с открытой платформой для перевозки грузов и кабиной водителя, отделенной от грузовой платформы стационарной перегородкой.
Чаще всего этот кузов путают с фургоном. Чтобы не ошибаться, достаточно запомнить, что Pick-up по-английски означает, в том числе, и "подбирать", "подхватить".
(Pick-up)
"Полезные страницы", 1999, выпуск 5, стр. 182
http://www.polstr.ru